Миру Новому

Зачем нужна философия. Е.П. Блаватская о Философии Востока

Наука в будущем сможет сочетать и естественнонаучные методы, и устремление духа, на основе которого будет действовать интуиция, и философию – как знание, предваряющее новые ступени открытий. Наука Братства Великих Учителей является примером именно такого величественного Синтеза знаний. (Не потому ли до сих пор идут споры о том, что есть Агни-Йога – наука или философия? А кто-то, пугаясь глубины "освещаемых" горизонтов, с ужасом шепчет, не "разрушение ли основ", не "новая ли религия"?)

Не только величие Мысли, явленной в текстах Учения, но и сам принцип познания, подходы к познанию в Агни-Йоге дают пример Синтеза: и как "освещающего" света одухотворённого сознания, и того привычно понимаемого и необходимого "синтеза", в котором предстают неразделяемыми естественные науки и гуманитарные. При этом осознание Высших Начал является основой познания, и иначе быть не может: где же разум обретёт высшие идеи, если не в сферах Духа, свет которых для земного разума обеспечивается прочностью "моста" между разумом земным и разумом высшим?

А что есть факт психической энергии как вездесущей реальности, явленной в каждом мельчайшем "элементе" природы, факт, заставляющий "раствориться" условно принятые границы между "живой" и "неживой" природой, установленные наивным разумом человечества? Разве истина о Психической энергии (в которой физическое, психическое и духовное "естества" Природы находятся в нераздельном единстве), "вмещающей" всю Природу, весь Проявленный Космос со всеми энергиями, формами материи, бесчисленностью форм жизни и сознания, не является сама по себе утверждением единства и принципиальной "синтетичности" знания?

Разве единые истины могут быть "разбиты" произвольным дроблением знания на самостоятельные, изолированные отрасли, которые в результате предельной дифференциации явили абсурдность, разделив знание на "природное" (естественное) и знание о человеке (гуманитарное)? В результате отсутствия философского начала в этом разделении областей, "естественное" подавило "человечное" (отринув высшую природу), и само стало робкой служанкой цивилизационных "запросов", в которых "гуманитарному" в общем-то и места не осталось (как сколько-нибудь влиятельной сфере). Результат очевиден.

Сегодня многие думают, что можно наладить жизнь (и даже поднять вибрации сознания человечества) некими внешними, властными методами. Но внешние методы, не говоря о качестве их, в принципе не способны решать проблемы столь общие и глубокие, которые под силу только… синтетичному знанию, объединяющему в себе методы науки и истины философии, обеспечивающие единство знания и, что ещё более важно – его "человечные" ориентиры.

К сожалению, философия страшно отстала, и мало говорится о том, что именно возвращение философии на её "трон" ведущего знания столь же необходимая задача, как очищение сферы культуры, как утверждение целей Культуры. Эти задачи, не говоря уже о продвижении знания в области психической энергии, непосредственно связаны с "положением" философии.

Философия как великая основа познания и основа поддержания равновесия между запросами цивилизации и "основами" культуры (в века полного "торжества" цивилизационных идеалов), к сожалению, "отказалась" от своих прав и своих задач. "Отказаась" от права являться знанием, оставив себе, наряду со статистическими и аналитическими функциями (сферу истории прежних достижений мысли) лишь право на "философствование".

Но человеку недостаточно иметь право искать. Человек имеет право вопрошать о тех Основах, которые дадут возможность "строить" "здание" мировоззрения и "храм" науки ввысь, не ограничиваясь бесконечным "перестраиванием" фундамента. Основы знаний о Бытии должна давать именно философия, одновременно воспитывая любовь к мышлению. Воспитать в людях любовь к возвышенному мышлению и неприятие поверхностности и пошлости мысли должна именно философия. Привить любовь к красоте мысли, к честности мышления, к цельности мышления должна именно философия. Это её роль, её задачи.

Учение Новой Эпохи, Учение о Мирозданьи ("не отделённом" от человека), знание строит именно на прочности Оснований. Эти Основания и есть философия. Философия Древняя – в её истинах об Основах Бытия, и непрестанно развивающаяся, как сама Мысль, живая, воплощающая высшие формы Огненной энергии бытия.

Из-за отставания философии научная мысль "сузила" горизонты, "привязав" себя к самому низшему плану великой Материи. Прогресс знания зависит от того, насколько мысль человечества (устремления умов, способных к дерзанию) способна "заглядывать" за горизонты, доступные ограниченной идеологии материализма в познании.

Но не только идеи высшие, не только Основы (аксиомы о Высших Разумных Началах Космоса, о бессмертии духовной основы в человеке, о многообразии форм жизни и сознания, и т.д) – сфера философского устремления и знания, но и знание высших реальностей, как те, что, к примеру, изложены в "Тайной Доктрине" (знание данное Великими Сознаниями) – это сфера пока только философии, мысли, способной к духовному умозрению и высшей логике, логике, основанной на духовном синтезе.

Пока человечество не может видеть и осязать ни непосредственно, ни "технически" реальности Природы, человека, Космоса, находящиеся на Планах, выходящих за пределы возможностей человечества. Лишь чувство Истины, данное человеку как "орудие" высшего познания, даёт возможность воспринимать такие Знания, которые всегда для человечества являлись "обретёнными", явленными Высшими Разумами (а не добытыми самостоятельно). И это высшее знание в человеческой системе познания – пока только сфера философии, настоящей философии. Лишь со временем эта высшая философия станет основой новой науки.

Сегодня просвещение об Основах Бытия и воспитание уважения к мысли в её высоком проявлении будет необходимым вкладом в это будущее "возвращение" Философии как основного знания о Бытии и как искусства мыслить. Искусства, в котором умозрение, логика, непосредственное чувство Истины, а также красоты бытия, должно дать импульсы к продвижению познания в новые для науки сферы – тонких энергий, психической энергии, изучение Планов Тонких и Высших.

Прежде, чем привести выдержки из Учения Агни-Йоги и фрагмент из "Ключа к Теософии" Е.П. Блаватской, заметим, что Е.П. Блаватская обозначила факт, сегодня очевидный уже для всех: "доказательством" неуспешности европейской философии стала утрата окрыляющей силы энтузиазма, толкающая людей либо к слепой вере, отвергающей искание знания и Истины, либо ввергающей в скепсис в отношении смысла жизни как такового. Очевидно, что спасением из создавшегося положения, из того ужасающего мировоззренческого кризиса, который охватил человечество последних веков Кали-Юги, является овладение Основами знаний о Бытии и человеке, как они явлены в Учении Иерархи Света.

"…люди склонны считать события случайным сцеплением элементов. Они не желают допустить присутствия надземного Разума, хотя древняя мудрость уже знала Великий Разум – Ноус. Такое мышление позволяло уравновешивать земные события, но теперь, несмотря на успехи науки, философия значительно отстала, таким образом, порождая много бедствий, люди не могут найти разумного решения" ("Надземное", 520).

"…ваши хвалёные прогресс и цивилизация – не более чем скопление блуждающих огоньков, которые мерцают над болотом, выделяющим ядовитые, смертоносные испарения, поскольку видим, что эгоизм, преступность, безнравственность, и все из зол, которые только можно представить, обрушиваются на несчастное человечество из того ящика Пандоры, который вы называете веком прогресса, возрастая по мере развития вашей материальной цивилизации… Только с помощью философии образованный и интеллигентный человек может избежать интеллектуального самоубийства – слепой веры; и лишь усвоив строгую последовательность и логическую связность восточных учений (пусть даже не эзотерических) он сможет осознать их истинность. Убеждённость поддерживает энтузиазм, а "энтузиазм, – говорит Булвер Литтон – это дух искренности, и без него истина не сможет одержать победу"; также и Эмерсон очень точно замечает, что "любое выдающееся и внушительное движение в мировых анналах – это триумф энтузиазма". И есть ли что-либо более подходящее для пробуждения этого чувства, чем философия наших восточных доктрин – столь возвышенная, последовательная, логичная и всеобъемлющая?" (Е. П. Блаватская "Ключ к Теософии")


31 июля 2025 года