О том, что Евангелия содержат в иносказаниях и притчах сокровенные знания о строении человека и дальнейшей эволюции человека, может догадываться каждый, кто знаком с Восточной Философией, или, точнее, восточной Доктриной, как часто именуется Единое Учение Великих Учителей человечества. Это Единое Учение и есть Истина во всей её Космичности, в единстве Законов Космоса и Законов Эволюции сознания. Части этого Единого Учения явились Основами всех великих учений, составили фундаменты всех религий, а в наиболее сокровенных вопросах это Учение (насколько было возможно) передавалось устно и сокровенно, от Учителя к ученику.
Все Великие, которые явили человечеству истины о духе и пути человека к бессмертию, имели малый круг непосредственных учеников, которым передавались знания о Тонком и Духовном Мире, об "устроении" бытия и человека. В массы Учение шло в виде свода духовно-нравственных правил, постулатов, идеалов для устремления духа, а также в виде притч. В ряде высказываний, которые были записаны учениками, сохранились выражения, самые глубокие смыслы которых ясны только для посвящённых в Мистерии.
Е.П. Блаватская (по непосредственному Указанию Великих Учителей и с их Разрешения) дала ряд пояснений к высказываниям Христа. Указывая в своих трудах на тот важнейший для приближения к Истине факт, что все Посвящённые (то есть Учителя и Их ученики) знали этот язык, который объединял их, несмотря на разницу языков, культур, стран, и даже невзирая на проходящее время.
(Е.И. Рерих тоже указывала на очевидность некоторых указаний в Евангелиях, в частности, на перевоплощение и карму – в Словах Христа. Эти указания становятся ясными по мере изучения Восточной Доктрины.)
Е.П. Блаватская приводит следующие примеры из Высказываний Христа, а также Апостола Павла (который тоже являлся Посвящённым), объясняя смыслы понятий в их сокровенных значениях.
Так, слова, часто произносимые Христом и его апостолами: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш…" (Евангелие от Матфея, V, 48), – говорит Великий Учитель. Эти слова понимаются всегда неверно, так как предполагается, что речь идёт о Боге. Но, как известно изучающим Учение, Великие Учителя отвергают идею антропоморфизма, признавая Высшее Начало как Единый Принцип бесконечной Природы. Каждый Посвящённый устремлял свои молитвы к Богу, который внутри него – как Свет из Единого Света, к Свету, сияющему в основе его Высшего Я. Это и есть "Отец, который на Небесах", и к Свету которого устремляется человек.
Думать, что человек может явиться столь же совершенным, как бесконечное, всезнающее, абсолютное божество, – совершенная нелепость, замечает Е.П. Блаватская, и пишет следующее:
"То, что подразумевалось эзотерически, заключается в следующем: "Ваш Отец, который выше материального и астрального человека, высочайший Принцип (за исключением Монады) в человеке, его собственный личный Бог, или Бог его собственной личности, чьей "тюрьмою" и "храмом" он является" (Е.П. Блаватская "Тайная Доктрина" Том 3).
Кроме этого указания на устремление к совершенству Высшего начала в глубине своей собственной сущности, понятие "совершенный" относилось к адептам и посвящённым.
"Мудрость мы проповедуем (только) между совершенными" (Апостол Павел, Послание к Коринфянам, II, 6).
"Совершенными" называл посвящённых и Платон, как пишет Елена Петровна, объясняя также фразу из Евангелия: "Если хочешь быть совершенным (то есть адептом и посвящённым), пойди, продай имение своё" – каждый, кто претендовал стать учеником, неофитом, должен быть дать обет бедности.
"Через всю мистическую литературу древнего мира мы прослеживаем ту же самую идею духовного эзотеризма, что личный Бог существует внутри самого поклоняющегося, а не где-то вне его. Это личное божество не есть пустое дуновение или выдумка, но бессмертное Существо, посвятитель посвящённых, теперь, когда небесные посвятители первобытного человечества – Шишты предшествующих циклов – больше не находятся среди нас… Мы обнаруживаем эту идею …в возвышенном неоплатоническом языке четвёртого Евангелия…, в древнейшей Веде и в "Авесте", в "Абхидхарме", в "Санкхья" Капилы, и в "Бхагавадгите". Мы не можем достичь адептства и нирваны, блаженства и "царствия небесного", если мы не соединимся неразрывно с нашим Rex Lux, Господом Великолепия и Света, нашим бессмертным Богом внутри нас…" (Е.П. Блаватская "Тайная Доктрина" Том 3).
Но для этого необходимо признать свой собственный бессмертный Принцип, а затем только "завоёвывать" Царствие Небесное силой. Только это должно быть достигнуто более высоким человеком, не "средним" (астральным), а духовным.
"…последний (третий человек) из праха. Также не может второй человек, "Сын" на этом плане, так же, как его "Отец" является Сыном на ещё более высоком плане – сделать что-либо без помощи первого, "Отца". Но для успеха нужно отождествиться со своим божественным Родителем.
"Первый человек из земли, перстный; второй человек (внутренний, наш более высокий) – Господь с неба… говорю вам тайну" (Коринф., 15:47,50)" (Е.П. Блаватская "Тайная Доктрина" Том 3).
20 октября 2025 года


