Миру Новому

Небывалая история о чудесном Кристалле

Однажды жители горного селения обнаружили неподалёку таинственно появившийся большой прозрачный Кристалл, столь тяжёлый, что его трудно было переместить, и отколоть части тоже было невозможно. Мудрый человек, к которому жители селения обычно обращались за советами, сказал, что в Откровении ему явилось объяснение этому "Чуду": Кристалл явлен как Дар Миров Неведомых, Неземных, и дан для счастья людей.

"Но что же с ним делать нам, если он не делится, не ломается, не крошится, лишь красиво преломляет солнечный свет? Но для жизни света нам и так хватает…" Мудрый человек сказал, что Кристалл целителен, содержит "звёздный дух", а также с его помощью можно видеть Будущее и даже прикоснуться к жизни на Далёких Мирах. Кроме того, Кристалл поможет одолевать воздух, даёт неуязвимость перед огнём, и ещё очень много удивительных возможностей открывает… Мол, так было сказано в Откровении.

И люди приступили к изучению, каждый в меру своих умений, знаний и способностей. Одни, обладающие тонким слухом, стали приложив ухо, прислушиваться к "тону" Кристалла, другие, с утончённым обонянием, старались воспринять аромат Кристалла. Третьи стали воспевать красоту Кристалла, четвёртые – водить вокруг него хороводы, пятые, неподвижно устремив взоры, стали тоже ждать Откровений… Жизнь из привычной и скучной стала поистине бурлящей в этом селении. Что только не делали люди: не только описывали его зримые свойства, но даже грызть пытались, не говоря уж о тех, кто старались взобраться на его вершину, и многим это удалось…

Долго занимались, пока не стали раздаваться голоса: "А где же обещанные чудеса? Разве все эти занятия делают нас счастливее, чем мы были? Где же обещанное одоление Огня, воздуха, болезней?" Но увлечённые вслушиванием, воспеванием, измерением и другими действиями, которые уже имели целые группы участников и своих "преуспевших", стали одёргивать "дерзких" словами о том, что Кристалл столь величествен и из столь Дальних Миров, что ещё не одному поколению исследовать и расти до способности применить это чудо к жизни.

К счастью, нашлись и те, кто сразу восприняли слова о чудесности прямо и буквально: взяли огонь, да и поднесли пламя к Кристаллу. И огонь явился нежгучим у одних, исцеляющим у других, а у третьих сделал плотное прозрачным, тяжёлое лёгким, чистое – кристальным, подобным явленному Кристаллу. А главное – Кристалл в свете огня явился исполненный ясных и чётких формул знания.

"Что такое?" – воскликнули остальные. – "Давайте разбираться, что это у вас тут вышло…" – "Ну нет", – ответили им, – "у нас столько неотложных дел, и так много возможностей теперь, что некогда заниматься пустяками. Можем узнать, что там, в дали невидимой… Можем соединить все имеющиеся знания и сами стать всезнающими…" – "Тогда и мы так же поступим!" – воскликнули люди, оставляя прежние занятия и отправившись за огнём в дома свои. Смотрят, а огней-то почти не осталось, угасли без поддержания, пока хороводы водили, наверх взбирались, прислушивались... И тогда снова пришли к мудрецу:

"О, это нас Кристалл отвлёк, да ты, старик! И Кристалл пользы не принёс, и тот огонь, что, хоть чадил, да горел, иссяк почти, пока отвлекались!" – "Да кто ж виноват, что вы столь нерадивы, что ни Новое, ни старое применить не в состоянии? Огонь Кристалла хоть и необычен, твёрд и прозрачен, да вот же, везде – подобный огонь. Примените разум свой, в нём – главный огонь ваш, который теперь, когда у нас имеется Кристалл Огня, явит вам и одоления, и преображения, и знания, и новое счастье! Но если мысль – главный огонь ваш – не умеете приложить даже для поддержания и умножения света в ваших домах и в вашем разуме, то чем же поможет вам прислушивание к Кристаллу, измерение его размеров, воспевание его красоты и ловкость взбирания по поверхности к вершине, да и ожидание новых откровений?! Дерзайте! В мысли вашей, очистив и углубив разум, найдёте "утерянный" огонь!"


Знание, настоящее, глубокое, – подобно кристаллу. Его многогранность и сияющий вид привлекателен для каждого сердца. Но знание, самое синтетичное и одухотворённое, опирающееся на духовность и любовь к Красоте, при этом требует развитого умения мыслить – цельно, глубоко, чисто и сосредоточенно. А также умения вникать и осмысливать, углубляться в каждую истину и самостоятельно находить соответствия и способы применения.

Чёткая мысль подобна заточенному алмазу, способному проникать в самое плотное вещество. Умение мыслить должно быть воспитано. В детях мышление развивают, акцентируя внимательность, наблюдательность, память, логику, искренность и чувство красоты. Взрослый человек, "подтягивая" в себе недостающие качества, может углублять мысль вниканием в близкие ему источники знания. И, конечно, в основе будет внимание к чистоте мысли и к единству мышления: нельзя допускать двойственности мышления, расхождения "физической" мысли с более глубокими течениями мышления, которые многими просто не замечаются; вредоносная "двойственность" не осознаётся и не позволяет воспринимать высокие идеи, которые в этом случае будут казаться "туманными".

Некачественным может быть любое человеческое творчество, но если кажется, что "туманны" тексты Великих Учений, Первоисточников знания, то надо признаться себе, что источник этого "тумана" – в собственном сознании, в невладении мышлением. Улучшение качества мысли начинается с очищения мышления и сознания в целом. Без этого первоочередного "завоевания" – чистоты и чёткости – мысль не обретёт способности к углублению. Вдумаемся в слова Учения:

"Совсем не так легко научиться мыслить. Трудно развить напряжение мысли, но ещё труднее достичь высокого качества помысла. Часто разумом человек твердит себе: «Буду мыслить чисто», но сущность его привыкла к эгоистическому мышлению. Тогда получается самая нежелательная форма мысли. Две птицы летят из разных гнёзд и не могут слиться воедино.

Нужно упражнять мышление не разумом, но огнём духа, пока всякая двойственность мысли не исчезнет. Мысль может иметь мощь, пока она совершенно монолитна, но всякая трещина не только лишает силы, но космически вредна, внося в пространство диссонанс.

Нужно дать известное время для овладения мыслью, но полезно твердить себе об единстве сущности мысли. Радуемся разнообразию мышления, но каждая мысль должна быть чиста, как алмаз" ("Агни-Йога", 345).


21 февраля 2025 года