Психическая энергия обретает в человеке утончённые качества и выявляет новые, более высокие свойства по мере роста духовности и роста сознания. Важнейшую, главенствующую роль в этом выявлении высших возможностей Огня играет мысль, мысль высокая, напитанная огнём духовности.
Словосочетание "высокая мысль" относится к мышлению на наиболее высоком уровне сознания, где мышление является уже некоторого рода "прозреванием" в области Духовных реальностей, где логика является объёмным явлением, а мыслеформы являются как стремление выразить явления высших уровней Действительности. ("Человек внутренний" более проявлен в человечестве, мыслящем на уровне своих высших центров, при участии высших уровней сознания).
Знанием, соответствующим этому высшему уровню мышления, является философия. Но философия не в том её облике, который стал привычен и который чаще всего выражает мысль низшего интеллекта, кама-манаса, но не манаса-буддхи.
Истинная философия явлена на примерах великих мыслителей тех эпох, когда духовность человечества находилась в расцвете, а Мудрость освещала путь каждой отдельной отрасти знания. Европейская философия, как считается, развилась на фундаменте Античной мысли, но даже во время жизни Платона, по словам Платона, философия уже подверглась разрушению, выраженному в софистическом подходе к мысли и знанию.
И хотя, благодаря Великим Учителям человечества, Обители Братства, откуда Свет непрестанно озарял и озаряет ментальное поле человечества, люди всегда имели примеры высокой, синтетичной мысли, несущей свет Идей – реальностей Высшего Мира, всё же настоящее время демонстрирует и непонимание важнейших истин, и неверие в возможность познания Высших Планов Действительности.
Сочетание духовного созерцания, основанного на духовных накоплениях, так называемой духовной интуиции, и высшей логики, даёт ту форму познания, в которой высшие реальности выражаются в понятиях и формах, наиболее обобщённых, символичных и "абстрактных".
Но эта "абстрактность" является "не конкретной" лишь для сознания, ограниченного физическим интеллектом. Когда философские истины "оказываются во владении" мало одухотворённого ума, высокие понятия утрачивают связь с соответствующим планом действительности, явления которой эти понятия выражают. (Мало одухотворённым может быть, и нередко таковым является, изощрённый интеллект).
Так истины и знания, явившиеся в результате познания истинными мыслителями высших уровней Действительности, становятся пустыми "игрушками" в руках "профанов". Надо понимать, что нагромождения интеллекта, не освещённого светом мудрости (не связанного с высшими уровнями "души", с Буддхи), и создали философию, которая иначе, как профанической, не может быть названа, поскольку отчуждена от смыслов описываемых или "искомых" ею реальностей.
Понимать различия между истинной философией и "профанической" необходимо для того, чтобы, во-первых, вполне осознавать отсутствие тех искусственно образованных границ между "научным" и "философским" знанием. А во-вторых, и это главное, чтобы воспринимать высокие истины Учения Света.
Во многом именно по причине профанирования философского пути познания Реальности сегодня множества людей с трудом воспринимают и Учение Живой Этики, "уплощая" одновременно и важнейшие понятия Восточной философии, которая, в отличие от европейской, не утратила свет высших реальностей в её понятиях, столь же древних, как сама Философия, начало которой положено Великими Сознаниями.
Истинная философия гораздо более "мистична", чем то, что сегодня привлекает умы в различных "псевдойогических" концепциях и западном "оккультизме", чаще всего представляющем отголоски и искажения истин Древней Восточной мудрости.
Подлинно философское познание (стоит взглянуть с этой точки зрения на учения Философов-Посвящённых Платона, Пифагора, неоплатоников, Оригена…) выражает великие истины Высшей Реальности.
Прежде чем привести слова Е.И. Рерих о философии, ещё раз скажем, что именно возвышение, углубление мысли и возрождение Философии позволит многим людям, приобщаясь к Знанию, пробудить в себе высшую природу. И такие привлекательные понятия Учения Новой Эпохи, как "огонь", "высшие центры сознания" и другие, окажутся живым и доступным знанием – благодаря возвышению мышления.
"Философия, так же как и естественные науки, поведают те же пути к Высшему Миру. Невежды толкуют о материальных науках, которые отрицают всё, грубым глазом невидимое… Когда появятся и признаки Высшего Мира в сознании, то каждая наука преобразится. Нет такого знания, которое не утверждало бы великую связь миров. Нет таких путей, которые не вели бы к Высшему Миру. …Молитва не есть мёртвый крик ужаса, но собеседование, полное любви и преданности" ("Аум", 61).
"Ваш вопрос – «не является ли величайшая философия тоже манифестацией оккультных сил?» – не лишён справедливости. Разница лишь в том, что в философии силы эти проявляются на соответствующем им ментальном плане, тогда как манифестации, долженствующие убедить неверов, должны быть произведены на плане физическом и приурочены к условиям, доступным и установленным неверами и невеждами, требующими их вопреки законам, которым подлежат подобные проявления тонких энергий…!" (Е.И. Рерих. Письмо от 04.06.1937 г.).
18 марта 2025 года